Пётр Семёнов: Время не щадит то, на что не потрачено времени

Фотография
Интервью
Художник-акварелист Петр Семёнов

Аллеи «Александрии» и золотая осень в Петербурге – прекрасные место и время для встречи на пленере художников из Товарищества «Акварельный класс» и сотрудников социальных учреждений – участников удивительного проекта «Взгляд на мир через акварель», с которым «Петербургская семья» уже знакомила своих читателей.

Большая компания интересных немолодых людей погожим, но прохладным днем, с кистями и красками, листами и чашками с водою расположилась на скамье и вкруг нее в одном из прекраснейших парков мира, входящих в состав государственного музея-заповедника «Петергоф».

Что же сподвигает художников-акварелистов, мастеров, чьи работы находятся в частных коллекциях, известнейших музеях страны и за рубежом, каждый месяц встречаться с сотрудниками социальных учреждений: собираться вместе, проводить творческие встречи и смотреть, вот уже на протяжении долгого времени, на наш мир через акварель? Ответ прост: «Одно мгновенье и целая жизнь».

«Петербургская семья» начинает цикл публикаций об участниках неформального товарищества.

Имя и работы художника Петра Семёнова многим петербуржцам, да и не только, известны по выставкам на Большой Морской в Союзе художников, обучению в Городской детской художественной школе, которой присвоено имя Георгия Николаевича Антонова, встречам в лектории Русского музея в Михайловском замке.

Акварелиста Семёнова знают не только в художественных кругах, но и в детских домах-интернатах, в центрах помощи семейному воспитанию, домах для престарелых и инвалидов.

«Время не щадит то, на что не потрачено времени», - любит повторять Петр Викторович Семёнов – член Союза художников России и Товарищества «Акварельный Класс», чьи работы находятся в коллекции Константиновского дворца, частных коллекциях Англии, Германии, России, США, Франции.

Родился Петр Викторович в Петербурге в 1956 году. Свое обучение живописи начинал у известного ленинградского педагога Георгия Николаевича Антонова, затем - живописно-педагогическое отделение Художественного училища им А. С. Серова. Стал преподавать в Ленинградской городской художественной школе, одновременно посещая в качестве вольнослушателя Академию художеств и совершенствуясь в рисунке под руководством профессора П. П. Белоусова. Окончил исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета.

Ежедневный труд и художественный образ против мейнстрима

- Все люди, «отравленные» академическим образованием, развивают, прежде всего, свое мышление. Мейнстрим современной акварели основан на наборе приёмов с использованием фототехники или графических редакторов, но самостоятельному художественному мышлению эта техническая среда предстаёт как нечто антагонистичное искусству, не столь творящее, сколь воспроизводящее. Во многом она поддерживает создание определенного внешнего эффекта, а задача художника состоит в решении проблем изображения через использование выразительных средств. Вообще художник должен отталкиваться от художественного образа и в своей работе он должен воплощать все профессиональные знания, умения, качества, свой взгляд на существующий мир. Иными словами, подчинить профессиональные навыки общей идее изображения.

Лет в тридцать я не стремился к показам, тем не менее выставляться надо было. Помню, принес в Союз художников несколько акварельных миниатюр для отбора, а когда пришел на выставку, их там не оказалось. В выставочном комитете работы тоже не нашлись… Выходит, их просто-напросто украли. Я представил для экспозиции пейзажи Санкт-Петербурга, которые хорошо тогда продавались: Спасо-Преображенский собор, Старо-Калинкин мост и Монплезир в Петергофе. До сих пор их помню, ведь когда пишешь, ты же помнишь себя в этом состоянии. Эта неприятная история определила моё осторожное отношение к выставкам в Петербурге до конца лихих 90-х прошлого века.

Приучение к жесткому черному ежедневному труду – необходимость, если ты этому не научился, то живопись такого отношения не простит. Но если ты способен переделывать и добиваться результата, тогда ты можешь стать профессионалом. Получается, что талант мы отодвигаем в сторону. У меня были ученики действительно одаренные от природы, но не ставшие художниками. Изначальная цель для художника – работа над потрясающей живописной вещью, которая способна заинтересовать других профессионалов. Потому как зрителя обычно интересует что изображено, а профессионала - как это сделано.

Живописец - определенный образ жизни, подразумевающий множество бытовых проблем, с которыми очень непросто справляться. Другое дело, что можно хорошо жить, имея какую-нибудь художественную специальность – график, дизайнер интерьера, архитектор и так далее, но это уже другая история.

Понимаете, когда ты вступаешь в творческую профессиональную среду, то втягиваешься в большое информационно-энергетическое поле и никаких разговоров о стиле у тебя уже нет, профессионал не сидит и не думает, что же и как я напишу: «Тогда-то я начну писать Поэму песен в двадцать пять» (прим. – А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»). Это Александр Сергеевич иронизирует. Потому что у тебя есть даже не желание, а звериная необходимость что-то делать, писать. И мысли заняты созданием хорошей композиции, добротного рисунка, так как просвещенный зритель и коллеги не прощают небрежного отношения к гармонии цветов и тонов, к передаче материальности и пространства, к тому, что лежит в основе ремесла.

Собственный стиль – не самоцель, но потребность мастера

Выбор тем, жанра, стиля происходит не в декларативном порядке, а интуитивно. Вообще, изобразительное искусство - это то, что необъяснимо словами, как и музыка. Почему второй концерт Рахманинова начинается с колоколов, которые звучат по-разному: один мягче, а другой жестче? Образ колокольного звона родился у Сергея Васильевича неизвестно как и когда. Может быть, он проезжал мимо деревенской церкви и возник образ, и появилось гениальное музыкальное произведение. Или, например,  увидел Суриков ворону на снегу и понял, как писать боярыню Морозову. А почему он вообще выбрал именно этот момент русской истории в качестве сюжета для своей работы? Потому что перелом, разлом общества, одни государственниками становятся, другие уходят в раскол – и все это сконцентрировано в образе женщины, которая передает этот контраст. То есть ассоциативный ряд с вороной привел художника к композиционному решению поставленной задачи. И у любого художника все это происходит подсознательно, и когда он «увидел», то стремится воплотить это всеми доступными ему путями, средствами и техническими приёмами.

Для живописцев, порой, достаточно какого-то светотонального, рельефного, фактурного изображения, чтобы создать достаточно эффектное произведение. И акварелисты, которые идут по этому пути, неизбежно приближаются к европейскому мейнстриму, когда эффект – главное в изображении.

Художники, которые входят в Товарищество «Акварельный класс», и я в том числе, продвигаюм акварель, как камерное искусство. И поиск собственного стиля это не самоцель, а естественная потребность мастера в стремлении к совершенству.

В свое время я каждую неделю ходил в Эрмитаж, в музей, который представляет собрание эталонных изображений. Согласитесь, не зная прошлого, сложно адекватно воспринимать день сегодняшний. Это делается не для того, чтобы впрямую подражать художникам минувших веков, а для того, чтобы взять фундаментальные основы изобразительного искусства. На мой взгляд, это очень правильный путь для того, чтобы найти себя как художника.

Например, часто говорят, что меня ни с кем не перепутаешь, на что я неизменно отвечаю: «Для того чтобы тебя ни с кем не перепутали, надо быть самим собой».

Человек устроен так, что все время хочет быть или казаться кем-то. А художник должен иметь внутри себя инструмент, отсекающий все это, как лишнее и напускное. Таков естественный путь, и характер каждого художника проявляется в его картинах.

Конечно, все проходят через рефлексию и самокопание, если у вас нет этого, и вы ни разу не собирались вообще бросить эти занятия, то это странно,  обычно это есть у каждого. Художник, проходя через это, приходит к результату, а потом забывает свои творческие поиски-метания. Поэтому и богемный образ жизни – это не какая-то блажь, а естественный элемент творческого поиска. И когда художник отказывается от этого образа жизни, значит, как художник, он уже созрел – мне так кажется… Самое главное – любить то, что ты делаешь, чтобы твои работы были органичны. Даже если выполняешь какой-то заказ, ты все равно должен вжиться в предложенную тебе тему.

Как писал Борис Пастернак: «Смысл творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех, позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех».

Русская художественная школа: каторжный труд и стремление к истине

Живопись - жестокая профессия. Это не коллективный труд и, по большому счету, художник всегда один.

Работая у себя в мастерской, перед холстом он выясняет все свои взаимоотношения со Вселенной. Художник - это всегда исполнитель, но не всегда своей воли, и он должен быть к этому готов. Для чего мы пришли в этот мир, мы интуитивно понимаем, но не можем объяснить. Ежедневный труд -  единственная возможность для художника осмыслить, как он видит, чувствует и понимает все происходящее. Весь путь художника, на мой взгляд, – стремление к истине, а не достижение её.

Все художники страдают от того, что их работы не покупают. На самом деле, это естественное явление – культурный кризис. Существует массовая культура, которая зарабатывает довольно большие деньги. Существуют модные веяния, привлекающие богатую публику. А изобразительное искусство, в данном случае камерное, – живет само по себе, как искусство. И то, что на выставку «Акварельный Класс» пришло 15 тысяч человек – это феномен, который говорит о том, что интерес у людей есть. Просто не хватает катализатора, который позволит включить все сферы общества в этот процесс, и дифференциации модного от хорошего.

Петербургские художники-акварелисты объединились в товарищество, «что б не пропасть по одиночке». Смело могу сказать, что мы впитали в себя профессиональные требования русской художественной школы, аккумулировали определенные, во многом уникальные, традиции и подтверждаем их в своих работах и стараемся передавать свой опыт молодым или начинающим художникам, людям интересующимся.

В основе каждого успеха лежит фундамент многолетней кропотливой, подчас каторжной, работы. Как у спортсменов, которые ради результата пойдут на все, так и у художников, только у результат другого качества, другого уровня и осознания. И если на результат спортсмена работает целая индустрия, то одинокий художник должен сам о себе позаботиться. Однако по прошествии времени даже самые выдающиеся спортивные результаты могут стираться из памяти, а плодами труда художника пользуются все и долго, значит, это что-то от Бога. Так устроен мир. Поэтому, чтобы дать искусство людям, человек должен выйти на определенный духовный уровень.

foto

Автор:Екатерина Майборода

Редакциярекомендует

Фото месяца_____________