Уголок Главная страницаНаписать письмо Пустышка
Название
Вторник, 23 мая 2017 года
О проектеКоординатыСемейная политика

Последние публикации

Архив

Документы

Архив




Село Давыдово. Социальное служение православной общины

Родительская дума

КИНО ДЛЯ ВСЕХ. Альгис Арлаускас о прохождении пути

КИНО ДЛЯ ВСЕХ. Альгис Арлаускас о прохождении пути

Актер, сценарист, режиссер театра и кино, руководитель Школы театрального и киноискусства «Анима» в Бильбао (земля Басков, Испания), участник международных и отечественных театральных и кинофестивалей, человек многогранный и в высшей степени неравнодушный - Альгис Арлаускас-Пинедо.

С Альгисом Арлаускасом беседовала Полина Пушкарская:

- Альгис, Вашим фильмом «Прохождение пути» открывается VII Санкт-Петербургский благотворительный кинопоказ «Кино для всех». Известный кинокритик, режиссёр Пётр Шепотинник включил Вашу ленту в тройку лучших отечественных фильмов 1989 года в своём недавнем интервью. А это дорогого стоит. Понятно, что лучше один раз увидеть, чем сто раз… Но скажите, хотя бы несколько слов, о Вашем «Прохождении пути».

- Фильм на большом экране не шёл. Был растаскан по кускам по всем популярным телепередачам того времени. С моими интервью и без. Два важных показа в 1989 году на первом Ленинградском международном кинофестивале неигрового кино «Послание к человеку» и в 1991-м на Международном фестивале экспериментального кино в Мадриде. Идея фильма родилась во сне: показалось, что всё покатилось назад. Время, люди, страна, моя собственная жизнь. Захотелось выразить это средствами, которые доступны только кино. Помимо протеста против поступательного хода времени, которое не сулит ничего кроме увядания, помимо боязни возврата к классовой борьбе в виде перманентной гражданской войны. В основе было желание показать человека, который пытается понять, куда он идёт, а главное - пытается вырваться из потока, который тащит его в прошлое. В этом фильме любой человек, когда он один и крупно на экране, он – личность, он дышит и живёт правильно, но как только мы видим его в контексте толпы, он движется вспять. В этом для меня главная идея фильма.

- «Интервью - пора подведения итогов и раздумий над смыслом самого пути» - так, помнится, Вы сказали, когда летели на скорости по просторам Кастилии со съемки в столице на урок к своим ученикам; из удушающего Мадрида - в маленький уютный Бильбао. В сентябре зрителям «Кино для всех» Вы представите свой фильм «Прохождение пути», который пока известен только избранному кругу. Уверена, что для многих он станет событием, а какие театральные работы, какие работы в кино стали событием для Вас?

- Тарковский, как идеальную модель кино, предложил однажды снять непрерывной съемкой жизнь любого человека от момента рождения до момента ухода. Потом из этого бесконечного ролика нужно вырезать все, что в жизни не было событием, и останется только кино. Правда, к сожалению, в подавляющем большинстве случаев - и в этом кошмар нашего существования - кино это потянет от силы на два-три часа экранного времени. Остальное - рутинно-бытово-бессмысленное времяпрепровождение идет, как говорят киношники, "в корзину". В свое время, книга Тарковского "Запечатленное время", в которой говорится о значении понятия времени в кино, стала для меня событием. Также как и его фильмы.

Первым серьезным театральным впечатлением, перевернувшим сознание, стала в 1979-ом году премьера спектакля по пьесе Петрушевской "Уроки музыки", поставленная Романом Виктюком. Он сделал ее со студентами и сотрудниками МГУ, но спектакль запретили, и им приходилось играть его полуподпольно, на второстепенных московских площадках. Этот спектакль не был антисоветским, он просто показывал жизнь такой, какая она есть. И в этом для меня было колоссальное открытие: оказывается, в рутинно-бытовом существовании людей есть уйма событий, которые они просто не замечают. Не замечают в других, не замечают в себе. И в этом их трагедия. Прерогатива художника выявить эти события, сосредоточить внимание зрителя на этих островках жизни и научить плыть от острова к острову в поисках вечно ускользающего берега счастья. Например, величие Чехова именно в этом. В мировой драматургии никто как он в "Чайке" или в "Трех сестрах" не смог этого сделать. В этом смысле картина Иоселиани "Жил певчий дрозд" для меня непревзойденный шедевр. Не менее сильное впечатление воздействие оказала и стала для меня навсегда событием  лента "Л'Аталант" Жана Виго. Смотрю эти картины помногу раз, показываю студентам – и, таким образом, эти ленты стали для меня длящимся всю жизнь событием.

Люблю спектакли Гинкаса. Мы с ним знакомы и с Гетой, женой его. У нас общие корни. И национальные, и трудовые. Когда Гета и Кама пришли в Московский ТЮЗ, я как раз из него ушел в режиссуру. С ним продолжают работать мои товарищи. Мне самому бы хотелось у него сыграть, но пока не довелось. Какие наши годы!

Честно говоря, соскучился по театральной актерской работе. В кино и на телевидении - не то, нет этой жизни, растянутой на месяцы. Нет этой живой энергии. Нет ощущения чуда! Бывает, но редко. Для меня театр - как дом родной, семья, а кино - это страстный роман на всю жизнь. Какая страсть на всю жизнь? Разве так бывает? У меня бывает.  Кино - моя мечта, удаляющаяся к горизонту. Мое наваждение. Моя болезнь. Моя любовница. Моя вечно покинутая Родина. Мое наказание. Мое оправдание. Мой долг. 

- Если рассказывать о Вашем положительном и отрицательном опыте в неигровом кино, то, наверное, стоит говорить об их переплетениях...

- Сама работа над любым документальным проектом - всегда увлекает и приносит ни с чем несравнимую радость. Особенно съёмки. Несмотря на все препоны и палки в колёсах. Преодоление препятствий является неотъемлемой частью профессии режиссёра кино. Проблемы начинаются, как правило, позже. На последнем этапе. И проблемы эти связаны с трагическим несовпадением взглядов продюсеров и режиссёров на конечные цели производственного процесса. Для режиссёров, которые пытаются создать что-либо настоящее, сверхзадача любого проекта - это, прежде всего, создание кино-образа. В подлинном документальном кино это достигается в сотворчестве с героями фильма и с огромными затратами душевной и художественной энергии. Образ в кино это нечто отвечающее потребностям реальности, отражающее её суть, но вместе с тем выходящее за её рамки. Речь идёт о диалоге, развёрнутом в пространстве и времени. Так вот, господам продюсерам, ищущим, в основном, скорой рентабельности "продукта", такой диалог не нужен. Они, как правило, руководствуются критериями моды, коммерческой или идеологической конъюнктуры, ориентируются на массового зрителя, к которому относятся как к слепому потребителю. В этом смысле они монологичны, кинообраз и попытка диалога их пугает, так как требует от зрителя активного со-участия. Работы души. Поэтому они прибегают к нажиму и "опускают" картину, влезая в монтаж и даже отстраняя режиссёра от завершения картины. Это давно происходит в Голливуде и всё больше, к сожалению, у нас - в России.

- В преддверии 70-летия Победы невозможно не задать вопрос о том, что Вы думаете о современных фильмах про Великую Отечественную войну, тем более что Вы – создатель документального игрового фильма «Патрия», больше известного под названием «Женщина под грифом «Секретно».

- Отвечу конструктивно замечательными словами моего друга и оператора «Прохождения Пути» Лёши Колмогорова: «Наши сценаристы, кажется, уже на грани нервного срыва. Неделя празднования Победы на телевидении, когда сериалы и фильмы о войне идут непрерывным потоком, показала, что большинство кинодраматургов окончательно свихнулись (и я сам – не исключение), стараясь как-то по-новому разложить этот нехитрый пасьянс, состоящий из трех основных элементов: обаятельные наши разведчики-контрразведчики, элегантно зверские фашисты и брутально неумытые партизаны. Может быть, настало время руководителям телеканалов и ведущим кинопроизводителям собраться и принять мораторий на производство сериалов о войне лет хотя бы на десять. Тема эта затерта и замылена уже до такой степени, что «новые» сценарные измышления принимают все более пародийный характер. Если мы так любим этот праздник, и чтим эту дату, может, пора остановиться?»

- В чем Вы видите Ваше основное предназначение, Альгис, как преподавателя и режиссера?

- Например, короткометражный фильм «Слова», который был представлен петербургскому зрителю в программе «Кино для всех», как и его название, незатейлив. Мораль проста: меньше слов, больше дела. Но мы - преподаватели и учащиеся Школы театрального и киноискусства «Анима» - придерживаемся той истины, что банальные вещи перестают быть таковыми, когда достигают уровня любви. А мы любим снимать человеческие истории. Главное, чтобы нас это взаправду волновало, и было бы желание поделиться этим волнением.  «Слова» - учебная работа - совместная практика сценаристов и актеров. Есть предмет, который в школе веду я: работа актера в кино и на ТВ. И для актеров  специально для этой группы, на заказ, исходя из индивидуальностей конкретных студентов и их количества, пишется учениками с параллельного курса сценарий. Вот и работаем: некоторые из ребят впервые сталкиваются с работой в кино. Надо их довести до кондиции, на техническом и на человеческом уровне. Когда меня спрашивают, в чем главная задача режиссера, я всерьез отвечаю: сделать актера счастливым. Дать ему почувствовать подлинную красоту и прелесть этой профессии. Ощутить восторг от возникновения крупиц жизни, правды. От чувства полета. Когда ложишься на крыло,  и ветер вдохновения проносит тебя через замирание зала, через звенящую тишину, через тысячи экранов.



Далее
Далее
Далее
Далее
Далее

Петербургский сюжет

Тотальный диктант в Плехановском университете написали в легендарной аудитории

8 апреля в стенах первого экономического вуза страны - в Плехановском университете - более 600 человек написали тотальный диктант. Текст диктанта прочитал Сергей Жигунов, советский и российский актёр, кинорежиссёр, заслуженный артист Российской Федерации. Мероприятие проходило в исторической аудитории университета, где в разное время выступали поэты Валерий Брюсов, Владимир Маяковский, проходили концерты Владимира Высоцкого. В этом зале и сейчас проходят знаменательные события. Год назад в этой же аудитории уже проходил Тотальный диктант, где диктатором выступал Сергей Безруков, а в ноябре 2016г. Плехановский университет принял в своих стенах первый Тотальный диктант на английском языке «Spell Well», который прочитал Владимир Познер.

Далее
Зарегистрировано как средство массовой информации 21 сентября 2007 года. Свидетельство - ЭИ N ФС77-29483
При полном или частичном использовании материалов, ссылка на www.spb-family.ru обязательна. © ООО «ИК «Артцентуриос», 2007.