Чудище в соцсетях продает от вашего имени и просит. Что делать?

Фотография
Статья
Осторожно - сеть! zen.yandex.ru

Мошенники-вымогатели вламываются в соцсеть, «продают воздух» или просят по 15-20 тысяч рублей (а то и больше!) от имени тех, кому принадлежат интернет-страницы. Можно ли уберечься от этого, что делать тем, кто попался? Поищем ответы на поставленные вопросы?

Сообщение на странице в Контакте: «Ты здесь?» (лучше сразу ответить: «Нет». Потому что более дурацкого вопроса не придумаешь!) И следом: «Лена (Люся или Маруся…), есть 15 000? В среду отдам». «Уже звоню хозяйке аккаунта, и говорю, что её страницу взломали», – тут же пишет догадливая получательница внезапной просьбы о деньгах… Злодей тотчас стирает сообщение, но с него уже снят скриншот…

К сожалению, это – далеко не характерный для подобной переписки сценарий. Если человек соглашается, мошенник присылает номер банковской карты. Деньги в таких случаях перечисляются на карту посредников – таковых, как правило, несколько. Отследить цепочку переводов, и особенно доказать перечисление настоящему злоумышленнику, трудно – карты блокируются.

«Мою страницу взломали. Почти у всех друзей и знакомых попросили 15 тысяч в долг, – жалуется Татьяна М. из Выборга. – Самые догадливые близкие позвонили и поинтересовались, что случилось – для чего нужны деньги, и задали правильный для таких ситуаций вопрос: "Почему не звонишь, если действительно находишься в стеснённых обстоятельствах». Но можно получить и убедительный ответ: "Деньги на телефоне кончились".

На самом деле, для того, чтобы избежать взлома, не стоит переходить по подозрительным ссылкам из личных сообщений.

Сразу  представьте, ну, хотя бы, кота Базилио и лису Алису: «Буратино, отдай деньги!» Или кривые буквы, нацарапанные шариковой ручкой на картонке: «ПоможИте». С интернетом – то же. Ничего нового - только технологии. Рассчитывая на вашу «лопушистость», к аккаунту крадется мошенник. Со временем интернет-кидалы шлифуют своё мастерство. Мошенники интернет-продавцы, например, норовят сканировать продающие страницы вместе с ключевыми словами потенциальных покупателей, и через соцсети ловко заманивать их на свои подставные страницы.

Знатоки «ловушек» интернет-пространства советуют не пользоваться соцсетями для обращения к продавцам. К тому же не стоит пользоваться переводом денег через социальную сеть по указанным незнакомцем цифрам (необходимо проверять соответствие номера карты – владельцу, которому адресованы деньги за ту или иную интернет-покупку). А верней всего, предварительно позвонить продавцу. Если речь идёт о покупке не у частного лица, а у фирмы, следует, опять-таки, избегать платы через соцсеть – отправлять деньги через официальный сайт, на расчетный счет продавца.

«Против лома нет приёма, если нет другого лома». А он есть. Обманутые интернет-жертвы составили «инструкцию к применению», в которой пошагово объясняют действия пользователей соцсетей, не желающих угодить в «ловушку».

Главный совет: не «ведись» на просьбу о деньгах и ни в коем случае не откликайся на предложение отправить sms-сообщение или предоставить какие-то личные данные. На всякий случай, сделай скриншот просьбы о деньгах. Действия: прежде всего, позвони просителю для того, чтобы выяснить, не чудище ли он. Не отвечает? Тогда сделай то, к чему прибегают сотрудники банков – задай «интимный» (или кодовый) вопрос – просто спроси о том, что может знать только собеседник.

Зайди в «Мои настройки», нажми на «Безопасность» и «Завершить все сеансы», а в статусе напиши: «Внимание! Страницу взломали, от моего имени попросили денег. Вынужден (-а) извиняться перед родными и друзьями. Просить у вас денег таким образом никогда бы не стал (-а) бы». Срочно смени пароль (лучше придумай сложный), и… отправляйся на кухню выпить чашечку кофе, чтобы снять стресс. А после оповестите родных и знакомых, что так бывает, и не стоит проявлять чудеса доверчивости… Как-то так.

По данным социологов Всероссийского центра исследования общественного мненеия (ВЦИОМ), в течение последних трёх лет примерно треть (около 32%) веб-пользователей страны становились жертвами интернет-мошенничества. Причём 13% опрошенных сообщили, что сталкивались с кибермошенниками не единожды.

Наибольший интерес представляют для кибермошенников, как утверждают россияне, цфры банковских карт и данные реквизитов, PIN-кодов, паролей (88%). Около двух третей (62%) опрошенных считают, что больше всего от мошенников надо беречь паспортные данные.

Около 65% респондентов утверждают, что крайне осторожны, тем не менее, многие заглатывают наживку, попадаются на крючок, и…

Пожаловаться можно, но есть ли смысл? Обычные полицейские говорят честно: у нас и так дел хватает – не до вас – хотя обязаны принять и передать заявление в специальное управление «К» (кибербезопасность – такое имеется в структуре МВД). В том случае, если обмануты многие, а мошенники сильно поднялись на обмане, есть шансы на то, что вас там услышат и напомнят об Уголовном кодексе РФ, в котором есть ст. 159 («мошенничество») о наказании за обман в интернете. Но беда в том, что найти преступника можно только "по горяим следам" - в первые 48 часов после совершенного деяния, соответственно, и правоприменительная практика в данном случае сводится к нулю. Либо личность мошенника остается неустановленной, либо обманутый не готов идти до конца – сквозь судебные «тернии» к сомнительным «звездам» торжества незрячей Фемиды.

Лучше все-таки роявить разумную настороженность - другого совета в редакции в "Петербургская семья" пока не придумали.
 

foto

Автор:Евгения Дылева

Редакциярекомендует

Фото месяца_____________